"Ақмола облысы білім басқармасының  Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімі"   мемлекеттік мекемесі  
Государственное учреждение "Отдел образования по Аккольскому району     управления образования Акмолинской области"

   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Методические рекомендации для учителей НВП

16.10.2017

 

   Обоснование

актуальности, практической значимости для повышения качества

учебно-воспитательного процесса:

            Суверенное государство – Республика Казахстан,

осуществляя задачи демократического строительства, последовательно проводит

миролюбивую внешнюю политику. Вместе с тем оно принимает необходимые меры для

дальнейшего укрепления обороны страны и боевой мощи Вооружённых Сил РК,

развития дружбы народов и боевого сотрудничества с другими государствами. В

основном законе, Конституции Республики Казахстан определено, что защита

суверенитета и территориальной целостности РК осуществляется её Вооружёнными

Силами.

           

Дело защиты нашей Родины – дело всего народа РК. В законе «Об обороне и

Вооружённых Силах РК» указывается, что защита Отечества и служба в Вооружённых

Силах является Конституционной обязанностью и долгом граждан РК перед народом и

государством.

           

В «Комплексной программе воспитания в организациях образования РК» отмечено,

что одной из характерных черт современного этапа развития общего среднего

образования является воспитание гражданина, формирование системы ценностей и

отношений, соответствующих многонациональному обществу, казахстанскому

патриотизму.

           

В условиях развития суверенного Казахстана особую актуальность приобретает

проблема патриотического воспитания школьников. В настоящее время эта проблема

активно обозначена во всех школах республики.

Практика показала,

что зачастую сегодняшние призывники – это юноши, употребляющие алкоголь и

наркотические средства, имеющие приводы в милицию. Юноши психологически и

морально не подготовлены к службе, результатом чего является уклонение от

службы, самовольное оставление воинских частей, дезертирство, и самое страшное

– суициды.

           

Следующей проблемой является здоровье и физическая подготовка детей.

Так, при

прохождении приписки в горвоенкомате медицинское обследование констатирует, что

лишь 40% юношей из 100% признаны годными к строевой службе. Такой низкий

показатель приводит к выводу о том, что в скором будущем некому будет служить в

Вооружённых Силах.

           

Всё это результат того, что недостаточное внимание уделяется в школах

военно-патриотическому обучению и воспитанию. Так, в течение 10 лет в школах

отсутствовала начальная военная подготовка как предметная дисциплина. Но,

согласно совместного приказа Министерства образования и науки, Министерства обороны

и Комитета РК по чрезвычайным ситуациям предмет вновь введён в инвариативную

часть учебных планов.

           

Тщательно

анализируя на теоретическом уровне научную литературу по решению этого вопроса,

приходим к выводу по двум основным вопросам:

1.фактически не

разработана модель работы по патриотическому

  

воспитанию;

2.не определено

состояние уровней формирования военно-

  

патриотического воспитания учащихся.

           

Несомненным фактом является то, что в последнее время наше общество осознает

необходимость патриотического воспитания, всю его важность в становлении

подрастающего поколения.

           

Таким образом, налицо противоречие между запросом общества на формирование

физически здорового выпускника - юного гражданина, патриота своей Родины и

недостаточным уровнем организации военно-патриотичесого воспитания в

образовательных учреждениях.

           

Военно-патриотическое воспитание – один из многогранных и сложных этапов.

Поэтому зачастую его стараются свести фрагментарным мероприятиям. Такой подход

в работе обречён на провал. Деньги, время, мастерство учителя надо вкладывать

не в проведение бессистемных мероприятий, а в систему работы в данном

направлении.

           

Учебно-воспитательный процесс школы имеет большие и реальные возможности для

формирования патриотической воспитанности школьников. Широкий спектр различных

средств, форм и методов обучения и воспитания позволяет целенаправленно и

эффективно организовать работу. Поэтому автор опыта обратился к отработке, а

позже к приведению в определенную систему основных направлений в работе по

военно-патриотическому воспитанию

           

Основу учебного процесса по НВП составляет диалектическое единство обучения и

воспитания в их взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновении. Через

занятия НВП и внеклассные мероприятия школа вносит заметный вклад в обучение и

воспитание достойного пополнения Вооружённых Сил, в дело защиты Отечества.

           

Автор считает, что ведущими идеями военно-патриотического воспитания следует

считать:

*формирование

чувства гордости за государство, где ты живёшь;

*повышение уровня и

эффективности начальной военной подготовки в

 

         

  общеобразовательной школе;

*воспитание любви к

Армии, народу;

*психологическая и

моральная подготовка не только к службе в армии,

  но и к

самоотверженной службе Отчизне на мирных рубежах.

 

При проведении занятий в кабинете НВП:

 

Преподаватель-организатор (руководитель) НВП  осуществляет действенных

контроль  над учащимися (студентами) за выполнением мер безопасности при

проведении занятий.

- при поддержании

внутреннего порядка в кабинете НВП  назначается дежурный. Обязанности

дежурного по кабинету НВП определяется инструкцией;

- все 

электроприборы должны быть  обесточены;

- работа с

электроприборами, приборами специального назначения должна  проводиться с

разрешения преподавателя-организатора (руководителя НВП);

- военно-учебное

имущество должно храниться в специально-оборудованных шкафах.

 

При обращении с  учебным автоматом

 

При обращении с

автоматом необходимо строго соблюдать меры безопасности. Перед началом занятий

следует проверить, не заряжен ли автомат. При осмотре автомата, снаряжении и

разряжании магазина проявлять осторожность, соблюдать последовательность

действий. Перед спуском курка автомату придается угол возвышения. Категорически

запрещается направлять автомат в людей независимо от того, заряжен он

или нет; после занятий автомат ставится на предохранитель.

При заряжении

магазин учебными патронами необходимо убедиться, нет ли среди них боевых. Не

допускать ударов по капсюлю патрона. Запрещается использовать патроны с осечкой

в учебных целях.

 

При разборке и сборке автомата

 

Разборку и сборку

необходимо производить на столе или чистой подстилке; части и механизмы класть

в порядке разборки, обращаться с ними осторожно. При разборке и сборке не

следует прилагать излишние усилия и применять резкие удары.

Обучение разборке и

сборке на боевых автоматах допускается лишь в исключительных случаях; при 

этом надо соблюдать особую осторожность в обращении с частями и механизмами.

 

 

Меры безопасности при проведении учебных

стрельб

 

Безопасность на

занятиях по изучению приемов и правил стрельбы и при проведении стрельб

обеспечивается четкой их организацией, знанием и точным соблюдением порядка и

правил, установленных в тире (на стрельбище, площадке), высокой

дисциплинированностью всех обучаемых.

На занятиях

необходимо соблюдать меры безопасности, предусмотренные при изучении

материальной части автомата и патронов. Кроме того, запрещается прицеливаться,

направлять автомат и производить спуск курка в сторону людей.

При проведении

учебных стрельб запрещается: брать и заряжать автомат (винтовка) без команды

(разрешения) руководителя стрельбы; производить стрельбу из неисправного автомата

(винтовка) и при поднятом белом флаге, прицеливаться и направлять даже

незаряженный автомат (винтовка)  в СТОРОНЫ и в тыл, выносить заряженный

автомат (винтовка)   с огневого рубежа; оставлять, где бы то ни было

заряженный автомат или передавать его другим лицам без команды руководителя

стрельбы; находиться на огневом рубеже посторонним от команды (сигнала) «Огонь»

до команды (сигнала) «Отбой».

Стрельба немедленно

прекращается при появлении в зоне огня людей и животных. Соблюдение мер

безопасности исключает несчастные случаи при действиях с оружием на занятиях.

 

По преодолению полосы препятствий

 

— проверить

исправность элементов полосы препятствий;

— при проведении

занятий зимой полосу препятствий очистить от снега и льда, посыпать песком

места отталкивания и приземления;

перед метанием

гранат выполнить упражнения для мышц плечевого пояса и рук;

при метании гранат

с места размыкать Обучаемых на интервалы в два-три шага, а при метании в

движении (потоком) устанавливать и соблюдать дистанции, исключающие попадание

гранаты в бегущего впереди, или устанавливать цели в стороне от направления

движения;

— места приземления

при прыжках с высоких, высоких препятствий вскапывать и засыпать

опилками.     

 

По рукопашному бою

 

- при выполнении

приемов боя с автоматом в движении строго соблюдать последовательность

выполнения упражнений, интервалы и дистанции между обучаемыми;

— при выполнении

захватов и бросков страховать партнера, поддерживая его за руку, не допускать

падения на него;

— при изучении

приемов обезоруживания применять штыки, ножи с надетыми на ню вблизи плотов,

понтонов и других пред ножнами или макеты автоматов с мягким

 наконечниками;     

— вырывание оружия,

выкручивание рук и болевые приемы начинать быстро, а заканчивать плавно, без

применения большой силы и  по сигналу партнера немедленно прекращать

выполнение приема. Удары ножом, кулаком и ногой отрабатывать на чучелах и

мишенях.

 

На занятиях по физической подготовке

 

Для предупреждения

травм необходимо выполнять следующие требования.

 

По гимнастике

 

— проверить

исправность гимнастических снарядов, наличие и исправность матов и ям для

соскоков;

— перед выполнением

упражнений на перекладине протереть ее наждачной бумагой, а затем ветошью;

обеспечить при

выполнении упражнений на снарядах помощь и страховку.

 

По плаванию

 

Занятия по плаванию

с личным составом, умеющим плавать, следует проводить на оборудованных водных

станциях, с неумеющим плавать —в специально оборудованных местах с глубиной

воды не более 1,2 м.

С целью недопущения

случаев травматизма и гибели личного состава необходимо:

— перед занятиями

по плаванию проверить состояние дна и глубину воды под мостиками;

- на время занятий

на водной станции выделить 2-3 отличных пловцов, дежурную лодку со спасательными

средствами, дежурного фельдшера;

- проверить

исправность оборудования на водной станции, не допускать наличия поломанных

досок и торчащих гвоздей на плотах, мостик поворотных щитах;

-руководителю

занятия постоянно проверять количество занимающихся до входа их в воду, во

время нахождений в воде и после вы хода из воды;

— обучать нырянию

только со страхующим шнуром с поплавком на конце (шнур закрепляется вокруг

пояса обучаемого). Не допускать ныряния в местах с неисследованным дном и

вблизи плотов, понтонов и других предметов, представляющих опасность, а также с

борта бассейна при глубине водоема менее 1,5 м;

— запрещать прыжки

в воду с 5-метровых илы 14 вышек, а также при глубине бассейна менее 4 м;

— запрещать во

время прыжков в воду плавание около вышки; очередному обучаемому разрешать

прыгать не ранее чем предыдущий

отплывет от места

входа в воду на расстояние не менее 5 м;

— прекращать

занятие, если у занимающихся признаки сильного охлаждения:  озноб,

«гусиная кожа», посинение губ.

 

По лыжной подготовке

 

Для предупреждения

обморожений необходимо:

— проверять

обеспеченность личного состава теплым обмундированием и обувью;

— при сильном

морозе и встречном ветре чаще сменять направляющих и организовывать взаимное

наблюдение;

— следить, чтобы

при движении крепления не сдавливали ноги;

— при потере

чувствительности пальцев ног снять лыжи и двигаться ускоренным шагом или бегом

с лыжами в руках;

— во время отдыха

просушивать обувь, портянки и обмундирование.

 

 

Оказание первой помощи пострадавшим

 

Каждый учащийся

(студент)  должен уметь оказывать первую помощь пострадавшему.

 

Ушибы

 

Необходимо на место

ушиба приложить холодную примочку, наложить давящую повязку из бинта  и

ваты. При наличии ссадин и царапин кожу смазать настойкой йода и наложить повязку

из стерильного бинта.

Признаками ушибов

головы, грудной клетки и живота являются головная боль, головокружение,

тошнота, рвота, кровохарканье, потеря сознания, боли в груди и животе. В этих

случаях пострадавшего уложить и создать полный покой; при необходимости

направить его в медицинский пункт.

Ранения

 

При оказании первой

помощи необходимо:

- обнажить место

ранения;

— смазать края раны

настойкой йода, при этом следить, чтобы йод не попал в рану;

— наложить повязку

из стерильного бинта; не касаться раны руками, ничем не промывать, ничего из

нее не удалять.

При обильном

кровотечении из раны конечности наложить специальный жгут или жгут закрутку из

подручных средств: брючный ремень, носовой платок и др.

При наложении жгута

соблюдать правила:

— жгут накладывать

выше места ранения поверх одежды;

— не слишком

перетягивать конечность, мерой сдавливания служит прекращение кровотечения;

— после наложения

жгута перевязать рану;

— под жгутом

оставить записку с указанием времени наложения жгута;

— не оставлять жгут

на конечности более 2 часов (зимой—более 1 часа).

После оказания

первой помощи пострадавшего немедленно отправить в медицинский пункт.

 

Переломы

 

Переломы могут быть

закрытые и открытые. Во всех случаях требуется обеспечение покоя в месте

перелома с помощью неподвижных повязок с шинами. Применяются специальные шины и

шины из подручных средств: саперная лопата, доска, палки, фанера и т. п.

При закрытом

переломе необходимо:

— при переломе

фаланг пальцев шину из узкой щепки, обернутой ватой или бинтом, наложить на

тыльную или ладонную поверхность пальца так, чтобы она шла по всей длине и

дальше до лучезапястного сустава; шину прибинтовать бинтом;

— при переломе

кисти шину шириной с ладонь наложить на кисть и предплечье от основания пальцев

до локтевого сустава, затем прибинтовать ее;

— при переломе

предплечья наложить шину от кончиков пальцев до локтевого сустава включительно,

руку согнуть в локте и подвесить на косынку, ремень, отрезок бинта;

— при переломе

плеча руку согнуть в локте и наложить две шины: одну на наружную, другую — на

внутреннюю поверхность плеча, руку подвесить на ремень или обрезок бинта;

при переломах бедра

одну шину длиной от подмышек до пятки наложить снаружи, другую—от паха до

пятки—по внутренней поверхности бедра и голени;

— при переломах

голени две шины длиной от середины бедра до пятки наложить на наружную и

внутреннюю поверхности ноги;

— при переломе

ключицы прибинтовать руку, согнутую в локтевом суставе, к туловищу;

— при переломе

ребер туго забинтовать грудь в положении выдоха;

— при переломе таза

и позвоночника пострадавшего уложить на спину, положив под спину доски, слегка

согнуть ноги в коленях, подложить под колени шинель, плащ-палатку, туго

забинтовать таз.

Шины накладываются

поверх обмундирования. Когда нет шин, при переломах конечностей необходимо:

— при переломах рук

прибинтовать согну тую в локте руку к туловищу;

— при переломах ног

прибинтовать поврежденную ногу к здоровой. -

При открытом

переломе необходимо:

— обнажить место

перелома;        

— смазать края раны

настойкой йода;

— наложить на рану

повязку из стерильного бинта с ватой или малую асептическую повязку;

— обеспечить покой

в месте перелома с помощью шин и повязок;

— тепло укрыть

пострадавшего (в холодное время).

Во всех случаях

переломов следует немедленно направить пострадавшего в медицинский пункт.

 

Ожоги

 

Ожоги могут быть

тепловые, химические и электрические.   

При т е п л о в о м

 ожоге необходимо:

осторожно обнажить

место ожога, ничего не удалять с его поверхности;

-наложить повязку

из стерильного бинта или малую асептическую повязку;

— тепло укрыть

пострадавшего;

— не смазывать

место ожога вазелином, жирами, не вскрывать пузыри.

При х и м и ч е с к

о м   ожоге необходимо:

— обильно промыть

место. ожога струей воды;

— наложить

стерильную повязку;

— не касаться

руками обожженного участка, не смазывать место ожога вазелином, жирами, не

вскрывать пузыри;

— при ожогах

кислотой обожженную поверхность кожи промыть 2% раствором соды, при ожогах

щелочью — 2% раствором борной кислоты.

 

 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА

 

Личный состав

пожарных и нештатных пожарных команд для работы непосредственно в зоне пожара

без боевой одежды и снаряжения не допускается.

Работа личного

состава пожарных команд в местах с наличием газов и паров жидкостей допускается

только в специальных герметизированных защитных комплектах и изолирующих или

фильтрующих противогазах. Для снятия концентрации газов и паров объекты следует

орошать распыленной водой.

При сильном

тепловом излучении личный состав, работающий со стволами, должен обеспечиваться

теплоотражательными костюмами, защитными экранами и. выполнять работу под

защитой водяных струй.

При явной угрозе

обрушения или взрыва личный состав выводится в безопасное место по заранее

установленному сигналу руководи теля тушения пожара.

При работе на

высотах следует применять страхующие приспособления, исключающие падение

работающих. Виды приспособлений определяются в каждом конкретном случае. Работа

на лестнице со стволом, ножницами допускается только при закреплении карабином.

Для работы со стволом на высотах выделяется не менее двух человек. Оставлять

ствол без надзора даже после прекращения подачи воды не разрешается.

До начала тушения,

и разборки объекта не обходимо обесточить все расположенные на участке работы

сети, отключить газовые сети н приборы. Отключение электропроводов путем их

резки допускается при напряжении в сети не выше 22 вольт и только в том случае,

когда другими способами обесточить сеть нельзя. Эта работа должна выполняться

под наблюдением начальника пожарной команды

(командира

отделения) в резиновых диэлектрических перчатках, галошах, ботах и только

лицами, прошедшими

ранее практическое обучение. Не выяснив, что обнаруженный провод обесточен,

следует считать его под напряжением и принимать необходимые меры безопасности.

Запрещается.

сбрасывание с этажей и крыши объекта предметов без предварительного

предупреждения об этом работающих у объекта. При сбрасывании предметов нужно

следить, чтобы они не попадали на электропровода, балконы, крыши зданий,

пожарную тех пику.

Работая с пеной,

растворами пенообразователей, нужно избегать попадания их на кожу и особенно на

глаза. В случае попадания пенообразователя Г1О-1 промыть глаза 2-процентным

раствором борной кислоты или физиологическим раствором, при попадании

пенообразователя ПО-IА, ПО-1д глаза промыть водой Промывать нужно и кожу, если

на нее попали пенообразователи или их растворы.

Не допускать

применения пенных огнетушителей для тушения оборудования, находящегося под.

напряжением электрического тока свыше 36 вольт.

При тушении пожара

в помещениях с наличием химических веществ следует выяснить у начальника

объекта их характер и не допускать применения средств, вступающих в реакцию с

этими веществами. Тушение пожара внутри помещения с использованием бромэтиловых

огнегасительных установок, стационарных и переносных, допускается только в

изолирующих противогазах.

При разборке

конструкций зданий принимать меры, чтобы не ослаблять несущих конструкций и не

вызывать обрушений, по возможности не повреждать электросети и электроустановки.

В результате

разборки конструкций мате риалы, затрудняющие действия по тушению пожара,

своевременно удаляются. При их удалении необходимо:

— не допускать

перегрузки перекрытий;

— складывать

разобранный материал так, чтобы он не мешал действиям команды;

— не допускать

повреждения имущества.

При разборке

конструкций, угрожающих падением, место предполагаемого их падения оцепляется

составом наряда, высылаемого на пожар воинской части, а работающий личный

состав по соседству предупреждается или удаляется.

Работа на пожаре в

дыму допускается толь ко в изолирующих противогазах или в фильтрующих

противогазах с присоединением гопкалитового патрона.

При тушении пожара

з и м о й нужно принимать меры к предупреждению переохлаждения и обморожения

работающих. Работа на высотах и спуск или подъем по пожарным лестницам в

обмерзшей боевой одежде дол жна проводиться только при страховке лично го

состава спасательными веревками.

При тушении пожара

зимой на чердаках передвигаться по крыше и по чердаку следует с предосторожностями,

не ходить по обвисшей кровле и на участках перекрытия с признака ми горения.

На затяжных пожарах

зимой руководитель тушения пожара обязан предусмотреть регулярную смену и отдых

личного состава в теплых помещениях, организовать медицинское обслуживание.

При тушении лесных

и степных пожаров необходимо:

— оградить места

отдыха личного состава от внезапного приближения и прорыва огня устройством

заградительной полосы и обеспечить их путями отхода в безопасные места;

— иметь на местах

работ аптечку с комплексом средств оказания помощи при ожогах, отравлениях

дымом;

— организовать и

непрерывно поддерживать связь между работающими на отдельных участках пожара;

— по окончании

тушения пожара следить за подгоревшими стволами, особённо за сушняком, спиливая

или подрубая их с целью предупреждения внезапного падения деревьев.

При тушении пожара

в мест а х х р а н е н и я боеприпасов следует выбирать место защиты личного

состава и пожарной техники в укрытиях, оврагах, углублениях, обваловках,

расположенных в зонах ослабленного действия ударной волны.

При тушении

штабелей с патронами к стрелковому оружию защищать ствольщиков легки ми щитами,

при тушении штабелей со снарядами — защиту усиливать.

При тушении пожара

в парках боевых машин немедленно эвакуировать горящую технику, одновременно с

эвакуацией техники охлаждать несущие конструкции здания.

 

Просмотров: 1533


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст